Роль службы мировых судей в формировании и поддержании профессионализма и компетентности мировых судей и сотрудников их аппаратов

Роль службы мировых судей в формировании и поддержании 

профессионализма и компетентности мировых судей и сотрудников их аппаратов

 

Профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кад­рового состава гражданской службы (Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Служба мировых судей Самарской области (как самостоятельный орган власти образо­вана 1 августа 2011 года, ранее — Служба мировых судей Самарской области при Управле­нии Судебного департамента в Самарской области), реализуя свои полномочия, организует мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке мировых судей и работников их аппаратов.

Используя накопленный опыт в данной области, служба мировых судей стремится к фор­мированию оптимально функционирующей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и государственных гражданских служащих как части единой системы, установленной действующим законодательством.

Показателями достижения цели, как представляется, в данном случае являются систем­ность, оперативность, непрерывность и преемственность процесса переподготовки и повы­шения квалификации.

Традиционно работу по обеспечению организации переподготовки и повышения квали­фикации относят к компетенции кадрового обеспечения (в том числе и законодательно). Но практика показывает, что реализация функций в данной сфере затрагивает все направления деятельности службы мировых судей: правовое и методологическое обеспечение в части со­ставления учебных планов и программ обучения, финансовое обеспечение в области плани­рования финансовых средств и организацию деятельности при составлении конкурсной до­кументации, юридическом сопровождении заключения государственного контракта на пре­доставление образовательных услуг.

Следовательно, для достижения максимально высокого качества предоставляемых об­разовательных услуг, адаптированных под потребности судебной системы, а не просто ком­плекса знаний по отраслям права в границах правового поля Федерального закона «О раз­мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государствен­ных и муниципальных нужд», представляется логичным объединить специалистов разных направлений для выработки единых подходов и комплексного решения возникающих во­просов.

Для оказания содействия в реализации этих полномочий службой мировых судей создана комиссия по организации профессиональной переподготовки, повышению квалификации и стажировке мировых судей Самарской области и государственных гражданских служащих службы мировых судей Самарской области, в состав которой входят представители всех структурных подразделений.

Из опыта работы можно выявить несколько проблем, которые, вероятно, являются об­щими для всех органов исполнительной власти, организующих работу по переподготовке и повышению квалификации мировых судей и сотрудников их аппаратов.

Достоверность планирования количественной составляющей обучающихся и, как след­ствие, необходимого объема финансовых средств.

С одной стороны, служба мировых судей должна обеспечить повышение квалификации государственного служащего в установленные законом сроки, но, с другой стороны, ее зада­чей является обеспечение оптимального функционирования судебных участков мировых судей. Отсутствие того или иного сотрудника, находящегося на курсах повышения квали­фикации с отрывом от производства, не должно повлечь за собой перебои в работе. В отно­шении мировых судей (при планировании) также необходимо учитывать вопросы взаимоза­меняемости при исполнении обязанностей. Так, например, не могут быть запланированы на обучение в один период судьи, отправляющие правосудие на близлежащих судебных участ­ках, или два сотрудника аппарата мирового судьи (всего их три) с одного судебного участка.

Достоверности долгосрочного планирования мешает достаточно высокая текучесть кад­ров работников аппаратов мировых судей.

Еще одна проблема связана с формированием конкурсной документации на получение образовательных услуг. Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмот­рено увеличение значимости иных критериев (помимо цены) при проведении конкурса на оказание образовательных услуг, но все же основным критерием выступает цена, предло­женная поставщиком услуги, что часто негативно отражается на качестве предоставляемого образования. Избежать эту проблему отчасти помогут: детализация технического задания, особенно качественных характеристик процесса обучения (учебных программ, рабочих пла­нов, методик); наличие у участника конкурса учебников, учебных пособий и других разработок по проблематике программы; установленные заказчиком требования к уровню квали­фикации преподавательского состава.

Проведение мониторинга эффективности обучения позволило обратить внимание на про­блему актуальности теоретического материала.

Например, помимо теории из отраслей права в программу обучения работников аппаратов мировых судей необходимо включать вопросы обеспечения деятельности мировых судей. Это организация делопроизводства и архива мирового судьи, работа со специальными про­граммными комплексами, ведение статистической отчетности и т.д.

В повышении квалификации мировых судей представляется логичным участие преподавателей-практиков (такой опыт организации учебного процесса у службы мировых судей имеется и находит высокую оценку у слушателей). В программе обучения также необходимо предусматривать сочетание различных форм обучения (не только лекционных и практиче­ских занятий, но и организацию «круглых столов», деловых игр и т.д.), что позволит не только закрепить полученные знания, но и обменяться опытом работы, сложившимся на разных судебных участках области.

В текущем году в рамках государственного контракта на предоставление услуг по про­граммам дополнительного образования повысили свою квалификацию 38 мировых судей Са­марской области и 112 сотрудников их аппаратов (помощники, секретари мировых судей, секретари судебного заседания).

 

Т.А.Лукьянова

заместитель руководителя службы мировых судей Самарской области — 

руководитель управления правового и методологического обеспечения