Доклад руководителя службы мировых судей Самарской области Хропов К.А. на тему: «Некоторые проблемы развития мировой юстиции Российской Федерации»

 

Некоторые проблемы развития мировой юстиции

Российской Федерации

 Институт мировых судей современной России играет значимую роль в осуществлении правосудия, важнейшей задачей которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

Мировые судьи в Российской Федерации отнесены к судам общей юрисдикции, которые, выступая в качестве фундамента всей судебной системы, рассматривают абсолютное большинство гражданских, административных и уголовных дел. При этом мировые судьи являются тем основополагающим инструментом судебной системы, который максимально приближен к населению, призван оперативно и доступно обеспечивать реализацию и защиту конституционных прав граждан, поскольку категории и виды рассматриваемых мировыми судьями дел неразрывно связаны именно с повседневной жизнью людей и взаимоотношениями между ними.

За годы существования мировой юстиции благодаря консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации был заложен прочный фундамент для функционирования института мировых судей.

С момента учреждения мировой юстиции обеспечение деятельности мировых судей достигло достаточно высокого уровня. Однако на современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода организации деятельности мировых судей на качественно новый уровень деятельности.

В то же время ряд вопросов, касающихся дальнейшего развития мировой юстиции, требует рассмотрения, детализации и правового регулирования.

1. Укомплектование аппарата мировых судей.

В настоящее время весьма существенно меняется законодательство, постоянно возрастает нагрузка на мировых судей, а, как следствие, на работников аппарата.

На работников аппарата мировых судей возложены дополнительные функции, связанные с обеспечением открытости и прозрачности правосудия, а именно по исполнению требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Следует отметить, ведение сайтов работниками, не обладающими знаниями, навыками и опытом программирования, не обеспечивает своевременного и полного размещения информации, устранения сбоев в программах.

При решении вопросов структуры и численности аппарата мировых судей в ряде субъектов Российской Федерации недооценивается необходимость укомплектования аппарата достаточным числом работников. Данная позиция отражена в постановлении Совета судей Российской Федерации
от 21.06.2007 № 179.

В целях обеспечения бесперебойной работы судебных участков целесообразно на федеральном уровне закрепить обязательное наличие в штате аппарата мирового судьи не менее четырех работников: помощник, секретарь мирового судьи, секретарь судебного заседания, а также технический специалист.

Следует отметить, во многих субъектах Российской Федерации государственные гражданские служащие аппарата мировых судей отнесены к самым низшим категориям (обеспечивающие специалисты) и группам должностей (старшая и младшая).

В то же время в аппаратах федеральных районных судов должность помощника судьи отнесена к ведущей группе должностей категории «помощники (советники)», должности секретаря судебного заседания и секретаря суда отнесены к старшей группе должностей категории «специалисты».

В целях обеспечения единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также, учитывая единство статуса судов общей юрисдикции, целесообразно на федеральном уровне закрепить категории и группы должностей для работников аппарата мировых судей, аналогичные категориям и группам, предусмотренным для работников федеральных судов.

Данная позиция озвучена Советом судей Российской Федерации в постановлениях от 15.05.2008 № 219, от 21.06.2007 № 179. Однако, данный вопрос остается не решенным и в настоящее время.

Кроме того, представляется целесообразным принять решение о единстве системы по обеспечению деятельности судов.

При этом в качестве отдельного вида государственной службы необходимо выделить судебную службу, к которой будут относиться государственные служащие аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также образовать судебную службу в аппаратах мировых судей в качестве судебной службы субъектов Российской Федерации.

2. Единое окно по приему граждан, корреспонденции, а также ведению делопроизводства в судебных районах, в которых образовано несколько судебных участков.

Для повышения гарантий обеспечения прав участников судопроизводства, а также в целях повышения эффективности работы судебных участков, предлагается закрепить необходимость создания специальных подразделений по типу «единого окна» по приему граждан, корреспонденции, а также ведению делопроизводства в судебных районах, в которых образовано несколько судебных участков, например три и более. При этом количество судебных участков, предполагающее создание указанных подразделений, целесообразно закрепить на уровне нормативного правового акта.

О необходимости создания в судах подразделений по приему граждан отмечено Президиумом Совета судей Российской Федерации в постановлении от 26.12.2007 № 133.

Функции данных специальных подразделений включали бы прием заявлений от граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, первоначальная обработка и распределение поступающей корреспонденции в соответствии с территориальной принадлежностью судебных участков, ведение судебной статистики.

Создание «единых окон» с учетом возрастающего количества рассматриваемых мировыми судьями дел позволит упростить процедуру подачи заявлений от граждан, представителей организаций, а также снизить нагрузку на работников их аппарата.

3. Единые типовые правила ведения делопроизводства у мировых судей.

В настоящее время акты, регламентирующие порядок ведения делопроизводства на судебных участках мировых судей, разрабатываются и принимаются в субъектах Российской Федерации самостоятельно. При этом единые типовые правила ведения делопроизводства для мировых судей отсутствуют.

В связи с этим в субъектах Российской Федерации имеют место различные подходы к разработке и утверждению документов, регламентирующих деятельность работников аппарата мировых судей, непосредственно связанную с процессом отправления правосудия.

Учитывая, что указанная деятельность должна быть основана на нормах процессуального законодательства, единых принципах и нормах ее осуществления, целесообразно на федеральном уровне утвердить единую инструкцию организации системы делопроизводства у мировых судей путем разработки и утверждения свода правил (инструкции, порядка, регламента), регламентирующего порядок ведения делопроизводства на судебных участках.

4. Архивное хранение судебных дел и материалов.

Ежегодно количество дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, возрастает. В связи с чем вопрос архивного хранения судебных дел и материалов приобретает все более актуальное значение, поскольку во многих судах для этих целей не хватает места.

Вопрос передачи дел судами на государственное хранение урегулирован не в полной мере.

В связи с чем целесообразно закрепить создание объединенных судебных архивов, для чего предлагается создать в каждом субъекте Российской Федерации объединенные региональные (межрегиональные) архивы для хранения судебных дел на бумажных носителях, рассмотренных как мировыми судьями, так и федеральными судами.

Кроме того, предполагается целесообразным введение должности архивариуса с возложением на него обязанностей по организации работы архивов мировых судей, обеспечению сохранности судебных дел, экспертизе ценности документов с истекшими сроками хранения, выделению к уничтожению и организации уничтожения судебных дел с истекшими сроками хранения, организации передачи судебных дел постоянного срока хранения в государственный архив.

5. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппарата.

Действующее законодательство закрепляет необходимость профессиональной переподготовки судей, впервые назначенных на должность судьи, а также повышение квалификации судей и работников их аппарата.

Необходимость уделять особое внимание повышению квалификации судей отмечает и Президиум Совета судей Российской Федерации в постановлении от 26.12.2007 № 133.

Пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России, регламентированы минимально допустимые сроки освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Минимально допустимые сроки освоения программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации составляют не менее 250 и 16 часов соответственно.

Следует отметить, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

В субъектах Российской Федерации имеют место различные подходы к профессиональной переподготовке, повышению квалификации мировых судей и работников их аппарата.

Подчеркнем, что и в рамках одного региона существуют разные программы дополнительного профессионального образования в зависимости от учебного заведения, тем самым отсутствует единство подготовки мировых судей и работников их аппарата.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации мировых судей и работников их аппарата является основой повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений мировых судей и работников их аппарата, что позволяет обеспечить высокий уровень правовой подготовки всех лиц, организующих и участвующих в процессе отправления правосудия.

Рассматривая профессиональную переподготовку и повышение квалификации в качестве важных гарантий соблюдения и обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, их восстановления и защиты, представляется целесообразным разработать и утвердить требования к содержанию программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппарата.

6. Участие органов судебного сообщества в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих деятельность мировых судей.

Учитывая, что мировые судьи относятся к ветви судебной власти и обладают единым статусом наряду с судьями федеральных судов, целесообразно внести изменения относительно статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих деятельность мировых судей, по аналогии со статусом органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

В частности, закрепить, что органы, обеспечивающие деятельность мировых судей, являются органами государственной власти субъектов.

Отдельно хотелось бы отметить необходимость законодательного урегулирования форм взаимодействия органов судейского сообщества и органов, обеспечивающих деятельность мировых судей.

На необходимость законодательного урегулирования форм взаимодействия органов судейского сообщества и органов, обеспечивающих деятельность мировых судей, в частности, указано в постановлениях Совета судей Российской Федерации от 29.04.2005 № 131, от 21.06.2007 № 179. Однако, до настоящего времени этот вопрос остается открытым.

Решение вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей органами государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами судейского сообщества и при активном участии соответствующих судов благотворно влияет на условия, создаваемые для деятельности мировых судей, способствует укреплению авторитета мировых судей и эффективному выполнению органами судейского сообщества поставленных перед ними действующим законодательством задач.

Целесообразным представляется согласование органами судейского сообщества планов деятельности и отчетов о деятельности органов, обеспечивающих деятельность мировых судей, а также назначение на должность руководителей органов, обеспечивающих деятельность мировых судей.

Кроме того, полагаем, следуют закрепить обязательный характер решений органов судебного сообщества для органов, обеспечивающих деятельность мировых судей.

7. Единые типовые нормы обеспечения мировых судей материально-техническими средствами.

Согласно статье 7 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции должно осуществляться в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие.

Однако, единые типовые нормы обеспечения мировых судей материально-техническими средствами в настоящее время отсутствуют.

В связи с этим в субъектах Российской Федерации имеет место быть различный уровень материально-технического обеспечения мировых судей.

Данный вопрос неоднократно поднимался органами судебного сообщества (постановлениеVIII Всероссийского съезда судей от 19.12.2012 № 1, постановление Совета судей Российской Федерации от 29.04.2005 № 131).

Следует отметить, для федеральных судов общей юрисдикции действуют нормы обеспечения материально-техническими средствами, закрепляющие нормативы обеспеченности судов мебелью, компьютерной техникой, средствами и системами безопасности, символами государственной власти и т.д (приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.02.2015 № 55).

В целях выработки единого подхода к материально-техническому обеспечению мировых судей в субъектах Российской Федерации, укрепления самостоятельности судов, независимости судей, созданию условий для надлежащего отправления правосудия целесообразно разработать и утвердить единые типовые нормы обеспечения мировых судей материально-техническими средствами.

8. Обеспечение зданий (помещений) мировых судей круглосуточной охраной полицией.

В условиях современных реалий наличия террористических и экстремистских угроз вопрос об обеспечении безопасности судебной деятельности является весьма актуальным.

Здания (помещения) мировых судей согласно РД 78.36.003-2002 относятся к объектам подгруппы АI – объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и другие) на которых могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу.

В декабре 2011 года здания (помещения), занимаемые мировыми судьями, исключили из перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р.

В тоже время, согласно перечню объектов, подлежащих государственной охране, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, здания, занимаемые мировыми судьями, являются объектами, подлежащими государственной охране.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О государственной охране» государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Таким образом, в настоящее время в законодательстве отсутствует единство подхода к обеспечению круглосуточной охраны зданий (помещений) мировых судей.

В силу значимости обеспечения безопасности судебной деятельности представляется целесообразным закрепить необходимость круглосуточной охраны зданий (помещений), занимаемых мировыми судьями, постами полиции либо судебными приставами.

Резюмируя изложенное выше, представляется целесообразным рассмотреть вопросы о возможности:

1)    внесения изменений в Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» в части закрепления количества работников аппарата мировых судей не менее 4 штатных единиц, единства статусов работников аппарата мировых судей;

2)    вынесения на обсуждение Совета судей Российской Федерации следующих вопросов:

-        создание «единых окон» по приему граждан, корреспонденции в судебных районах, в которых образовано несколько судебных участков;

-        разработка единой инструкции организации системы делопроизводства у мировых судей;

-        нормирование содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппарата;

-        нормирование обеспечения мировых судей материально-техническими средствами;

-    законодательное закрепление форм взаимодействия органов судейского сообщества с органами, обеспечивающими деятельность мировых судей.